
На протяжении последних лет в Российской Федерации существенно вырос уровень преступности с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и использованием средств сотовой связи. В связи с чем, особую актуальность приобрел вопрос ответственности за нелегальную продажу SIM-карт.
Любая продажа SIM-карт без заключения договора или сопровождающаяся невнесением в договор обязательных реквизитов, идентифицирующего клиента, незаконна. Договор продажи должен быть заключен между официальным представителем оператора и клиентом.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за неисполнение установленных законодательством Российской Федерации в области связи требований к заключению договоров об оказании услуг связи, несоблюдение порядка проверки достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
В частности, частью 4 статьи 13.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи лицом, не имеющим документов, подтверждающих полномочия действовать от имени оператора связи, а также за невыполнение лицом, действующим от имени оператора связи, требований о включении в договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте или включение недостоверных сведений, которая влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей.
Абоненты при заключении договора должны с вниманием относиться к заполнению обязательных реквизитов договора услуг связи, в котором должны быть в обязательном порядке указаны дата и место заключения договора, наименование (фирменное наименование) оператора связи, реквизиты расчетного счета оператора связи, сведения об абоненте (ФИО, место жительства, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, наименование организации, место нахождения, ОГРН и ИНН – для юридического лица, ФИО, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, ОГРНИП и ИНН - для индивидуального предпринимателя), адрес, порядок и способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной связи, срок действия договора, абонентский номер (абонентские номера), оказываемые услуги телефонной связи, способ оплаты услуг телефонной связи, порядок, сроки и форма расчетов.
Заключение организациями и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи допускается только в случае наличия у таких лиц полномочий на осуществление деятельности от имени оператора связи и осуществление расчетов за данные услуги с абонентами.
Продажа SIM-карт в нестационарных торговых объектах или вне стационарных помещений незаконна.
Также необходимо отметить, что в силу пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» заключение договоров услуг связи посредством сети «Интернет» является правомерным только при условии использования для подписания усиленной электронной подписи, либо простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке за получением государственных и муниципальных услуг при условии идентификации физического лица или уполномоченного представителя юридического лица, с использованием единой системы идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных.
Опасность покупки нелегальной SIM-карты связана с возможностью ее использования в преступных целях, в том числе, в хищениях с использованием информационных технологий, террористических актов. При выявлении нелегальной SIM-карты у пользователя могут возникнуть проблемы с обслуживанием, SIM-карта может быть отключена. В случае привязки номера абонента к кабинету банка существует большой риск взлома личного счета и хищения с него средств.
6) Верховный Суд Российской Федерации: при возврате денежных средств после подачи иска потребительский штраф не взыщут лишь в одном случае
Продавец вернул плату за некачественный товар вскоре после повторной подачи искового заявления. В нем гражданин просил среди прочего взыскать цену товара и штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В части возврата цены товара три судебные инстанции отказали в связи с добровольным исполнением требований, а штраф назначили в размере 50% от суммы компенсации морального вреда.
Верховный Суд Российской Федерации отметил: если продавец добровольно удовлетворил требования после принятия иска, то штраф нельзя взыскать лишь при отказе от иска и прекращения производства по делу. Пленум Верховного суда Российской Федерации уже приходил к сходному выводу.
В данном случае гражданин не отказался от иска даже в части возврата цены товара ненадлежащего качества. Однако суды не учли цену товара при расчете штрафа. Верховный Суд Российской Федерации с ними не согласился и направил дело на новое рассмотрение (определение ВС РФ от 25.02.2025 № 16-КГ24-31-К4).
7) В каких случая согласие на обработку персональных данных не требуется
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) установлено, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Случаи, когда обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, перечислены в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных.
В частности, не требуется согласие на обработку персональных данных физического лица, если такая обработка необходима:
- для участия лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
- для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- для заключения договора по инициативе гражданина или договора, по которому он будет выгодоприобретателем или поручителем (например, если индивидуальный предприниматель арендует помещение и в договоре указываются его паспортные данные);
- исполнения договора, стороной которого является гражданин (к примеру, если запрашивается адрес гражданина для доставки ему товара);
- для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных и т.д.
8) Обязаны ли судебные приставы отвечать на ходатайство, которое содержится в заявлении о возбуждении исполнительного производства?
В соответствии со статьей 30 Федерального Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон) исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
Указанное заявление может содержать ходатайство о наложении ареста на имущество должника, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом.
В случае, если взыскателю известны какие-либо сведения о должнике, его имущественном положении, то они также могут быть отражены в заявлении.
В соответствии с положениями статьи 64.1 Федерального закона, заявления, ходатайства лиц, являющихся участниками исполнительного производства, могут быть поданы на любой стадии исполнения, и должны быть рассмотрены должностными лицами службы судебных приставов согласно их полномочиям.
Заявления о возбуждении исполнительного производства, в которых содержатся ходатайства взыскателей, в соответствии с п.п. 2.1. «Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве», утвержденных ФССП России 11.04.2014 № 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), однако подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные законодательством.
За несоблюдение данных требований статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
9) Возможно ли получить налоговый вычет на лечение недееспособных детей?
Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ внесены изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 219 Налогового Кодекса Российской Федерации, которая регулирует вопросы социальных налоговых вычетов.
Получить социальный налоговый вычет можно в сумме расходов на оплату медицинских услуг, оказанных подопечным и детям (в том числе усыновленным), признанным судом недееспособными, и в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных таким лицам лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. Вычет распространяется на всех недееспособных детей независимо от возраста. Основной способ получения вычета – обращение в налоговый орган по месту жительства.
Для этого необходимо: заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ; подготовить комплект подтверждающих документов (справки об оплате медицинских услуг, уплате страховых взносов); представить декларацию вместе с документами в налоговый орган по месту жительства в любое время в течение трех лет по окончании года, в котором были произведены расходы на лечение или приобретение медикаментов.
По представленной декларации и документов налоговый орган проводит проверку сроком до трех месяцев, по результатам которой возвращает сумму излишне уплаченного налога.
Существует упрощенный способ получения социального налогового вычета – через работодателя, для этого необходимо:
подготовить комплект подтверждающих документов (справки об оплате медицинских услуг, уплате страховых взносов) и представить их в налоговый орган по месту жительства вместе с заявлением о подтверждении права на социальный вычет; также документы можно направить в электронном виде посредством интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»;
не позднее 30 календарный дней со дня представления заявления налоговый орган информирует о результатах рассмотрения заявления и представляет работодателю уведомление о подтверждении права на вычет; итоговый шаг – обращение к работодателю с заявлением о предоставлении социального налогового вычета в произвольной форме;
Получение социального налогового вычета у работодателя возможно до окончания календарного года, в котором произведены расходы на лечение и (или) приобретение медикаментов.
10) Куда можно обратиться, если я обнаружил сайт с противоправной информацией?
При обнаружении сайта с противоправной информацией (например, содержащей пропаганду экстремизма, терроризма, детскую порнографию, незаконную продажу наркотиков и оружия), важно своевременно принять меры и уведомить соответствующие органы. Рассмотрим возможные способы обращения:
1. Роскомнадзор является государственным органом, ответственным за надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Вы можете подать жалобу через официальный сайт ведомства:
Перейдите на страницу подачи жалобы на сайте Роскомнадзора.
Заполните форму, указав адрес страницы или доменное имя ресурса.
Предоставьте описание проблемы и прикрепите скриншоты, подтверждающие наличие противоправной информации.
2. Полиция. Вы также можете обратиться в правоохранительные органы. Для этого:
Напишите заявление в местное отделение полиции или направьте обращение через портал государственных услуг. Укажите полную информацию о найденном ресурсе, включая ссылку и описание нарушения закона.
3. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов и прав граждан. Если информация носит особенно опасный характер (например, угрозы безопасности государства), целесообразно направить жалобу следующими способами:
Составьте письменное заявление с подробным описанием ситуации.
Подайте документ лично, отправьте почтой или воспользуйтесь онлайн-сервисом прокуратуры Вашего региона.
4. Некоторые интернет-провайдеры предоставляют возможность блокировки сайтов с нарушением законодательства. Например, операторы связи могут заблокировать доступ к сайтам с детской порнографией или наркотиками. Свяжитесь с вашим оператором связи и сообщите о нарушении.
Дополнительные рекомендации:
Сохраняйте доказательства: делайте скрин-шоты страниц, фиксируйте адреса ресурсов и дату обнаружения.
Действуйте оперативно: своевременность важна для предотвращения распространения опасных материалов.
Помните, Ваша активность помогает защитить общество от угроз и способствует созданию безопасной информационной среды.